Личность в экстремальных условиях. Материалы конференции. 2012. Часть 2 Печать
28.03.2013 10:25

LEU2012_2Издание осуществлено при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга» на 2012–2016 гг.

Н а у ч н ы е  р е д а к т о р ы:
А. В. Серый, д-р психол. наук, профессор;
М. С. Яницкий, д-р психол. наук, профессор
П о д о б щ е й  р е д а к ц и е й:
А. А. Бучек, канд. психол. наук, доцента;
Ю. Ю. Неяскиной, канд. психол. наук, доцента;
М. А. Фризен, канд. психол. наук, доцента

Личность в экстремальных условиях. Вып. 2 : сб. науч. тр. : в 2 ч. Ч. 2 / науч. ред. А. В. Серый, М. С. Яницкий ; под общ. ред. А. А. Бучек, Ю. Ю. Неяскиной, М. А. Фризен ; КамГУ им. Витуса Беринга. — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 267 с.

ISBN 978-5-7968-0481-0

Сборник посвящен актуальной для современной науки и практики проблеме экстремальности условий бытия личности. Статьи, вошедшие в сборник, содержат теоретический анализ феномена экстремальности, а также результаты эмпирических исследований, посвященных специфике функционирования личности в особых условиях. Материалы, изложенные в статьях, обсуждались в рамках II Всероссийской конференции «Личность в экстремальных условиях», их актуальность, научная новизна и практическая значимость получили высокую оценку профессионального психологического сообщества.
Сборник адресован широкому кругу специалистов: ученым-психологам, преподавателям, аспирантам, студентам, а также специалистам-практикам.
Автор Название
Предисловие

Раздел 3

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОСТИ

Битюцкая Е.В. Особенности когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций при разном уровне тревожности

В статье представлены результаты эмпирического исследования связи личностной тревожности с параметрами когнитивного оценивания трудной жизненной ситуации. С возрастанием уровня личностной тревожности усиливается тенденция воспринимать ситуацию как превышающую внутренние ресурсы субъекта, как неподконтрольную, неопределенную. Наиболее значимая связь обнаружена между тревожностью и реагированием на ситуацию сильными эмоциями.

The article presents the empirical research results of relation between personality anxiety and parameters of cognitive appraisal of difficult life situation. With the increase of personality anxiety leveldeepens the tendency to perceive the situation as exceeding inner resources, non-controlled, indefinite. The most relevant correlation is found between anxiety and response to the situation with strong emotions.

Богомаз С.А., Калинина С.К., Четошникова Е.В. К возможности субъективной оценки средовых условий в городе, расположенном в зоне экстремального проживания

Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в городах Томск, Барнаул и Петропавловск-Камчатский с использованием диагностической методики «Реализуемость базисных ценностей», разработанной для оценки потенциала развития городской среды.

The article presents the outcomes of the empiric research made in the cities of Tomsk, Barnaul, and Petropavlovsk-Kamchatskiy with the application of diagnostic method «Basic Values Implementation»developed for the assessment of urban environment development potential.

Бубнов Б.В. Влияние фактора веры на личность в экстремальных условиях

В статье анализируется влияние фактора религиозной веры на ценностно-смысловую сферу личности, находящейся в экстремальных условиях. За основу рассуждения взято долговременное (более 12 лет) наблюдение за людьми, обратившимися к вере в Бога в условиях пенитенциарной системы.

The article analyses the impact of religious faith factor on valuesemantic sphere of personality being in extreme conditions. The basis of the argument is laid by the long-term (over 12 years) observation of the people who came to believe in God in penal system.

Глозман Ж.М.   Хроническое заболевание как экстремальная ситуация для близких родственников больного

В статье с позиций проксимологического подхода рассматривается взаимовлияние взаимоотношений больного, его родственников и течения болезни.

The article reviews from the positions of proxymological approach the interaction between the patient, his relatives and the course of a disease.

Груздева Е.Л. Социально-психологическая адаптация личности в экстремальных условиях

В данной статье изучена адаптация личности в экстремальных условиях; рассмотрены составляющие индивидуальной адаптации, адаптивные реакции личности в экстремальных условиях.

This article reviews the adaptation of personality in extreme conditions; it studies the constituents of individual adaptation, personality’s adaptive responses in extreme situations.

Донцова Е.В. Некоторые аспекты представлений о жизни и смерти как мировоззренческое преломление опыта совладания с тревогой небытия

Данная статья является продолжением описания результатов анализа содержания экзистенциальной тревоги и механизмов совладания с ней в группах медицинских и немедицинских работников, представленного автором ранее [1]. Цель представленного анализа состоит в описании основной логики восприятия экзистенциального концепта «жизнь» в тесной диалектической связи с полярным концептом «смерть», значимой для формирования мировоззренческого опыта личности в зависимости от сферы ее профессиональной деятельности.

This article continues the death anxiety content and its coping mechanisms description on medical and non medical stuff presented by the author earlier [1]. The aim of this analysis is to describe themain logics of the existential concept «life» in its dialectical relation to the polar concept «death» evaluation coming from person’s professional activity and meaningful for the world-view forming experience of this person.

Колпачников В.В. Личностный смысл экстремальных условий как детерминанта совладания с ними

В статье проблематизируется понятие «экстремальные условия» как объективная характеристика внешней среды. Приводятся теоретические и эмпирические аргументы в пользу представления о том, что экстремальные условия — результат осмысления их как экстремальных или нет. Подчеркивается социокультурное опосредствование индивидуального осмысления условий жизни и приводится обобщенная структура образовательных и психологических психотехнических систем.

The article brings forth the problem of the notion «extreme conditions» as the objective characteristic of external environment. It contains theoretical and empirical arguments proving that extreme conditions appear in the result of their apprehension either as extreme or not; it emphasizes the role of socio-cultural mediation of individual comprehension of living conditions and describes the general structure of educational and psychological psycho-technical systems.

Кондрашенкова С.В. Психологический портрет спортсмена-экстремала

Описаны психологические особенности людей, занимающихся экстремальными видами спорта, включая результаты исследований, проведенных на территории Камчатского края. Психологические особенности спортсменов-экстремалов сопоставлены с моделью личностных ресурсов, способствующих конструктивному преодолению экстремальности. Сделаны выводы об уровне психологического благополучия спортсменов-экстремалов и их способности противостоять экстремальным воздействиям.

The article contains the description of psychological characteristics of the people engaged in extreme sports including the results of the researches done on the territory of the Kamchatskiy Krai. The psychological characteristics of the people engaged in extreme sports are compared with the model of personal resources contributing to the constructive overcome of extreme conditions. Here are also made the conclusions on the level of psychological well-being of the people engaged in extreme sports and their ability to withstand extreme impacts.

Косова У.П. Экстремальная среда как предпосылка к актуализации неадаптивных тенденций личности (на примере волонтерской деятельности)

В статье автор рассматривает психологическую модель волонтерской деятельности, опираясь на представление о добровольчестве через призму феномена неадаптивной активности и предполагает, что экстремальная среда может выступать как условие для актуализации неадаптивных тенденций личности.

In the article the author presents the psychological model of volunteer activity basing on the idea of volunteering through the prism of non-adaptive activity phenomenon. It is supposed that the extreme environment can be one of the conditions for actualization of personality non-adaptive tendencies.

Лазо Н.Н. Созависимость как измененная система отношений

Автором анализируется феномен созависимости сквозь призму трансформации личности созависимого: изменение системы его отношений к самому себе и своей жизни, к зависимому члену семьи, перестройка жизненных целей, ценностных ориентаций и распределения ответственности.

The author analyses the phenomenon of cоdependence through the prism of codependant’s personal transformation: the change of the attitude to himself / herself and to own life, to dependent family member, the restructuring of life goals, values and responsibility.

Михайленко Е.В. Ресурсы человека как реальный потенциал для успешной адаптации к неблагоприятным жизненным событиям

В статье рассматриваются понятия «человеческий ресурс», «жизненный потенциал», «человеческий потенциал»; анализируется вопрос о том, что выступает в качестве ресурсов адаптации к измененным условиям жизнедеятельности.

The article reviews the notions of «human resource», «vital potential», «human potential»; it analyses what acts as the resources for adaptation to modified life conditions.

Наумова В.А. К вопросу о кризисе самоопределения на этапе поздней зрелости

В статье рассмотрены психологические подходы к изучению процесса самоопределения личности в период поздней зрелости как выбора стратегии и вектора собственного старения. Показаны результаты экспериментального исследования эффективности групповой арттерапии как специально организованной среды с целью мобилизации и актуализации личностных ресурсов для организации жизнедеятельности на этапе позднего онтогенеза.

The article deals with the psychological approaches to the study of process of self-determination in the period of late maturity as to the choice of strategy and vector of own aging. It demonstrates theresults of experimental research of effectiveness of group art therapy as of the specially organized environment for mobilization and actualization of personal resources for life organization in the stage of late ontogenesis.

Неяскина Ю.Ю. Временная перспектива личности в сложной жизненной ситуации

В статье приводятся примеры обобщенных эмпирических фактов, подтверждающих, что переживаемая личностью сложная жизненная ситуация становится причиной рассинхронизации временных локусов, временной дезинтеграции личности. Выдвигается предположение, что нарушение целостности и гармоничности временной перспективы не только выступает признаком субъективного неблагополучия личности и является «маркером сложности» объективного настоящего, но на определенном этапе переживания ситуации может являться своеобразной психологической защитой для личности, способом субъективного преодоления сложной ситуации или «инструментом» совладания с ней.

The article contains the examples of generalized empiric facts confirming that the complicated life situation experienced by personality becomes the source for temporal loci dissynchronization andtemporal disintegration of personality. Here is set forward the suggestion that violation of temporal perspective integrity and harmony acts not only as the sign of personal subjective disadvantage and «complication marker» of objective present but on the definite stage of situation experience could act as personality’s peculiar psychological protection and the way of subjective overcome the complicated life situation or the instrument for situation control.

Паукова А.Б. Актуализация личностных ресурсов в условиях психотерапии «вне кабинета» (outdoors therapy)

Представлены основания классификации различных практик внутри направления психотерапии «вне кабинета». Описываются и обосновываются механизмы и эффекты двух «крайних» форм: терапии приключением и терапии природой.

The article presents the classificatory basis for various practices within the psychiatric field of «outdoors therapy». Here are described and grounded the mechanisms and effects of two «polar» forms: adventure therapy and nature / wilderness therapy.

Серый А.В.,  Яницкий М.С. Ценностно-смысловые ориентации личности как фактор обусловливания сложной жизненной ситуации человека

В статье аргументируется представление о субъективной сложности жизненной ситуации как производной от характера взаимосвязи ценностей личности, деятельности и социального окружения и степени их осмысленности.

The article gives the arguments for the conception of subjective difficulty of life situation as for the derivate from the nature of interrelations between personality’s values, activities, and social environment as well as the degree of their comprehension.

Хакамова А.М. Анализ воспоминаний экстремального опыта у узников ГУЛАГа

Цель исследования: психологический анализ воспоминаний у узников ГУЛАГа и выявление особенностей воспоминаний и нарративов уцелевших узников ГУЛАГа. Задачи исследования: выявление особенностей воспоминаний уцелевших узников ГУЛАГа при применении метода нарративного анализа; исследовать, сам ли человек определяет, конструирует свою жизнь, последствия тех или иных событий или же они в большей степени определяются привходящими обстоятельствами. Теоретическая значимость исследования состоит в определении конструкта воспоминания и его характеристик, практическая значимость — определяется проверкой гипотезы о применимости метода нарративного анализа к исследованию экстремального опыта, а также исследованием возможных последствий переживания экстремального опыта.

The target of the research: psychological analysis of GULAG prisoners’ memories and determination of survived GULAG prisoners’ memories and narratives specifics. The aims of the research: to revealthe survived GULAG prisoners’ memories specifics on the application of narrative analysis method; to specify whether human himself determines, constructs his life and consequences of some events or they are mainly determined by extraneous events. The theoretical signifycance of the research is in the definition of memories construct and its characteristics, its practical importance is determined by verification of the hypothesis on application of narrative analysis method to the research of extreme experience and by the study of possible consequences of extreme experience.



 

 

Раздел 4

РЕБЕНОК В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

Абросимов А.Е. Особенности учебной деятельности школьников при переходе на новую ступень обучения

В статье рассматриваются особенности протекания учебной деятельности, функционирования познавательной и волевой сферы в условиях перехода детей к школьному обучению и на этапе перехода на новую ступень обучения.

The article deals with the peculiar features of education activity, operation of cognitive and volitional fields in conditions of children’s transition to school education and in the stage of transition to the new stage of training.

Богомягкова О.Н., Смирнова А.В. Психологическая безопасность личности в ситуации стресса

Исследование ориентировано на теоретико-эмпирические задачи. Представлены обобщенные сведения о понятии и понимании психологической безопасности личности, адаптации личности к изменяющимся жизненным условиям, стрессовым факторам. Практическая часть исследования реализована на выборке детей дошкольного и младшего школьного возраста.

The research is focused on theoretical and empirical tasks. It presents the summarized data on the notion and understanding of personal psychological security, individual adaptation to changing life conditions, and stressful factors. The practical part of the research is implemented on the sample collection of preschool and primary school age children.

Бучек А.А. Экстремальные условия развития: северный вариант ранней социализации личности

В статье анализируется подход к изучению личности через обращение к опыту ранней социализации. На примере представителей коренных малочисленных народов Севера показаны особенности протекания ранних этапов формирования личности в специфических условиях этнической реальности.

The article contains the analysis of the approach to personality study through the reference to early socialization. It demonstrates on an example of the North indigenous people representatives the specifics of the run of the early stages of personality formation in the peculiar conditions of ethnic reality.

Верес Т.В. Мутизм у детей как реакция на стрессовую ситуацию

Статья является обзорно-аналитической и посвящена проблеме мутизма у детей. В работе предпринята попытка рассмотреть различные подходы к пониманию причин данного расстройства и определить роль психогенных факторов в этиопатогенезе детского мутизма.

The article bears the analytical character and is devoted to the problem of mutism among children. Here is made the attempt to review various approaches to understanding of this ailment sources and to define the role of psychogenic factors in etiology and pathogenesis of children’s mutism.

Ефименко В.Н.  Трудности социализации детей-сирот

В статье представлены подходы к определению сущности процесса социализации, факторы социализации детей-сирот. Обозначены основные трудности социализации детей-сирот.

The article presents the approaches to the definition of sociallization process, and factors of orphans socialization. It specifies the main difficulties of orphans socialization.

Журило Н.В.   Психолого-педагогическое сопровождение личности старшеклассника при подготовке к ГИА и ЕГЭ

Для большинства учащихся экзамен является экстремальной ситуацией и вызывает психологическую и психическую напряженность. В статье представлен положительный опыт психолого-педагогического сопровождения учащихся 9–11-х классов общеобразовательной школы. Основная цель деятельности — снять эмоциональное напряжение старшеклассников, способствоватьуспешной сдаче ГИА и ЕГЭ.

For most of pupils examination is an extreme situation evoking psychological and psychical tension. The article presents the positive experience of psychological and pedagogical accompaniment of 9–11 form secondary school pupils. The main goal of the activity is to lift the emotional tension of senior pupils, to assist them in successful passing the Unified State Examination and State Final Attestation.

Кулик А.А. Психологические особенности подростков, переживших землетрясение

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей картины мира подростков, переживших землетрясение, показано, что под воздействием экстремального фактора происходит реконструкция содержательных систем картины мира личности, трансформируются способы ее презентации, изменяются представления о позиции «Я в мире».

The article presents the results of the empirical research aimed the study of world picture of the teenagers overcome the earthquake. It demonstrates that under the impact of extreme factor occurs the reconstruction of semantic systems of personality’s world picture, transformation of the methods of its presentation and the conception «I am in the world».

Обухова Л.Ф. Дети в тяжелых жизненных обстоятельствах

В статье анализируются психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

The article analyses the psychological specifics of orphans and children remained without parents’ custody.

Попова Л.А. Особенности саморазвития школьников в условиях отдаленных территорий

В статье рассматриваются технологии, позволяющие актуализировать механизмы саморазвития личности школьников в условиях Камчатского региона.

The article examines the technologies which allow analyzing the mechanisms of Kamchatka’s schoolchildren’s personality self-development.

Сараева Н.М. Влияние экологически неблагополучной среды на показатели психической деятельности детей

В статье обсуждается проблема изменения общего уровня психической активности детей, родившихся и проживающих на экологически неблагополучных территориях. С позиций экопсихологического подхода к развитию психики делается попытка представить снижение показателей психической деятельности как проявление минимизирующей адаптации.

The article reviews the problem of psychic activity alteration among the children born and living on the ecologically-unfortunate territories. Here is made the attempt to present the decrease of psychicactivity indicators as the manifestation of minimizing adaptation from the positions of eco-psychological approach.

Толкачева Н.Р.

Школьное образование на Камчатке: проблемы и перспективы

В статье анализируется специфика получения среднего образования на Камчатке, описывается опыт построения инновационной образовательной среды МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42» Петропавловск-Камчатского городского округа.

The article analyses the specificity of secondary education in Kamchatka, describes the experience of innovative educational environment foundation in School № 42 of Petropavlovsk-Kamchatskiy.

Юхина Е.А., Сердюк А.С. Модель организационно-методического обеспечения подготовки обучающихся к деятельности в экстремальных условиях

Работа посвящена рассмотрению модели организационно-методического обеспечения подготовки обучающихся к деятельности в экстремальных условиях, реализуемой на базе учреждения дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности. Одним из условий эффективной реализации данной модели авторы называют организацию и развитие сетевого взаимодействия в рамках образовательного пространства региона.

This article is devoted to the presentation of the model of organizational and methodological support to students’ training for activities in extreme conditions implemented on the basis of children’s additional educational institution of touristic and regional orientation. One of the requirements for successful implementation of this model is the organization of network cooperation within the educational environment of the region.

Сведения об авторах

 

 

 

 

 

Обновлено 16.06.2013 07:42