В помощь первокурснику

Типовые примеры библиографического описания и комментарии к ним:

  • PDF

Уважаемые студенты!

Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с принятыми Положением о квалификационных работах в ФГБОУ ВПО «КамГУ им. Витуса Беринга» и Положением о курсовых работах в ФГБОУ ВПО «КамГУ им. Витуса Беринга» библиографический список оформляется согласно ГОСТу Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».


Типовые примеры библиографического описания и комментарии к ним:

1. В отличие от ГОСТа Р 7.1-2003, между инициалами автора пробела нет, так же, как нет и запятой после фамилии автора перед инициалами. Не отделяется пробелом и двоеточие после места издания.
Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека.- М.: Логос, 2004.- 304 с.

2. Вид документа (учебник, учебное пособие, атлас, монография, сборник трудов и т.п.) помещается после названия, отделяясь двоеточием. Пробела перед двоеточием нет.
Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики: монография.- Волгоград: Перемена, 1999.- 274 с.

3. Если документ является переводным, то это указывают после вида документа (или непосредственно после названия, если вид не отражен), отделяя косой чертой. Перед косой чертой и после (в каком бы месте описания она ни стояла, что бы ни разделяла) – пробелы.
Белл Р.Т. Социолингвистика. Цели, методы, проблемы / пер. с англ.- И.: Международные отношения, 1980.- 318 с.

4. Информация об издании (какое оно по счету, стереотипное, исправленное, дополненное ли и т.п.), если она есть, дается после сведений о переводе, отделяясь от них точкой и тире. Если издание переводное, то информация об издании идет сразу после вида документа или названия, если вид не прописан.
Ажеж К. Человек говорящий: вклад лингвистики в гуманитарные науки / пер. с фр.- изд. 2-е, стереотипное.- М.: Едиториал УРСС, 2006.- 304 с.
Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений.- 5-е изд., испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2006.- 363 с.
Борботько В.Г.Принципы формирования дискурса: От психолингвистики к лингвосинергетике.- изд. 2-е, стереотипное.- М.: КомКнига, 2007.- 288 с.

5. После места издания (города, где издан документ) следует издательство, отделяясь от места издания двоеточием. Если издательства два, то двоеточие ставится сначала после места издания, а затем после первого издательства.
Белянин В.П.Психолингвистика: учебник.- 3-е изд., испр.- М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2005.- 232 с.

6. Если мест издания два или более, то после перечисления издательств первого места издания ставится точка с запятой, а затем следует второе место издания с издательством и т.д.
Майерс Д.Дж. Социальная психология: интенсивный курс.- 3-е междунар. изд.- СПб.: Прайм-Еврознак: Нева; М.: ОЛМа-Пресс, 2000.- 510 с.

7. Если авторов двое или трое, то все они указываются в начале описания, если же авторов более трех, то описание начинается с названия, а три первых автора перечисляются после косой черты. Если указано, под чьей редакцией документ, то это также отражают после еще одной косой черты.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания.- М.: Моск. филос. фонд, 2007.- 322 с.
Основы теории коммуникации: учебник / М.А.Василик, М.С.Вершинин, В.А.Павлов / под ред. проф. М.А.Василика.- М.: Гардарики, 2006.- 615 с.

8. Если документ не имеет авторов,  является сборником, то описание начинается с названия, а редакторы, ответственные за выпуск перечисляются после косой черты.
Внешняя политика  современной России: сб. статей / под ред. А.Ю.Руднецкого.- М.: ИНИОН, 2009.- 292 с.

9. Если имеется указание на выпуск, том, часть и т.п., то они следуют после года издания.

Пастернак Б.Л. Избранное: в 2 т.- М.: Худож. Литература, 1985.- Т.2.: Проза. Стихотворения.- 559 с.
Книга о книгах: библиограф. пособие: в 3 ч.- М.: Книга, 1969.- Ч.1.- 407 с.

10. Описание автореферата диссертации ничем не отличается от описания других источников, как это было по ГОСТу Р 7.1-2003. Перед многоточием и после него - пробел.
Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: автореф. дис. … канд. филол. наук.- Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2005.- 23 с.

11. В описании диссертации отсутствует издательство, поскольку это рукопись. Также оно может опускаться и при описании авторефератов.
Школовая М.С. Лингвистические и семиотические аспекты конструирования идентичности в электронной коммуникации: дис. … канд. филол. наук.- Тверь, 2005.- 174 с.

Типовые примеры библиографического описания электронных ресурсов:

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.- 2-е изд.- М.: Худож. лит.,  2003.- 543 с. [Электронный ресурс]. URL:http://www.philosophy.ru/library/bahtin/rable/html# ftnl (дата обращения: 05.10.2010).
2. Общие ресурсы по лингвистике и филологии: сайт Игоря Гаршина.- 2002 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.10.2008.- URL:http://katori.pochta.ru/linguistics/portals.html (дата обращения: 05.10.2008).
3. Борхес Х.Л. Страшный сон // Письмена Бога: сборник.- М.: Республика, 1992.- 510 с. [Электронный ресурс]. URL:http://literature.gothic.ru/articles/nightmare.htm (дата обращения: 20.05.2008).
4. Орехов С.И. Гипертекстовый способ организации виртуальной реальности // журнал.- 2006 [Электронный ресурс]. Систем. Требования: Adobe Acrobat Reader. URL:http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-21.pdf (дата обращения: 10.01.2007).


Типовые примеры аналитического библиографического описания (статьи из книг и журналов):

1. Антонова Н.А. Стратегии и тактики педагогического дискурса // Проблемы речевой коммуникацией: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М.А.Кормилицыной.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007.- С.230-236.
2. Сиротинина О.Б. Структурно-функциональные изменения в современном русском языке: проблема соотношения языка и его реального функционирования // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы междунар. науч. конф.- Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007.- Т.1.- С.14-19.
3. Барт Р. Лингвистика текста //Новое в зарубежной лингвистике.- М.: Прогресс, 1978.- Вып. VIII: Лингвистика текста.- С.442-449.
4. Браславский П.И., Данилов С.Ю. Интернет как средство инкультурации и аккультурации //Взаимопонимание в диалоге культур / под ред. Л.И.Гришаевой.- Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2004.- С.215-228.
5. Войскунский А.Е. Метафоры Интернета //Вопросы философии.- 2010.- №1.- С.64-79.

Предписанный для разделения областей библиографического описания знак, точку и тире, допускается заменять на точку. В этом случае библиографическое описание документов выглядят следующим образом: 

1. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: становление человека печатающего / пер. И.О.Тюриной. М.: Академический проспект: Фонд «Мира»
2. Макаров М.Л. Жанры в электронной коммуникации //Жанры речи: сб. науч. статей. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2005. Вып.4: Жанр и концепт. С.336-351.
3. Маркелова Т.В. Семантика и прагматика средств выражения оценки в русском языке // Филологические науки. 1995. №3. С.67-79.

Следует отметить, что все библиографические описания должны быть выполнены единообразно: либо с тире и точкой, либо только с точкой.

Обновлено 31.01.2012 14:55

Навигатор сайта

В помощь первокурснику